воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Религиозный туризм

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………с.4-11
1 Религиозный туризм…………………………………………………….с.12-29
1.1 Паломнический туризм……………………………………………….с.12-18
1.2 Путешествие по храмам «Золотого кольца» России………………..с.19-27
1.3 Экскурсия по храмам Верхотурья……………………………………с.28-29
2 Заключение………………………………………………………………с.30
3 Список литературы……………………………………………………..с.31



















4
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.
Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во
всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.) .
Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов мировой экономики. Туризм – это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Сегодня число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и
клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как “туризм” ? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными


5
нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих – путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие “туризм” является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные
толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
1.Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда) . Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или
6
более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться
туристом.
3.Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую
страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране) , не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых
данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
1.деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
2.туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами
7
их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
3. Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
4. Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является
посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
5.Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives — VFR) , а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.


8
6.Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
7.Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
8.Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные, непродолжительные путешествия) .В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для
менеджмента.
В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово “происхождение”

9
относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.
В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление
комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.
Понятие “индивидуальный туризм” чаще всего противопоставляется понятию “массовый туризм” . Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия, прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников.
Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания.
Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.
Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм.
10
Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.
При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет) относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей) ; пенсионеры (65 лет и старше) .
В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм —
11
путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин “регион” — к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение “туризм в пределах страны” охватывает собой внутренний и въездной туризм; “национальный туризм” — внутренний и выездной туризм; “международный туризм” — въездной и выездной.
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний.


12
1 РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ
1.1 Паломнический туризм
Особую роль в современных условиях во всём мире играет религия и поэтому, мне думается, особое значение в современном бизнесе играет религиозный туризм.
Огромную роль в религиозном туризме играет паломнический туризм. Паломничество - (от лат. palma — пальма), странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.
Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Паломничество бывает двух видов: внутреннее, то есть путешествие по святым местам в своей стране и паломничество международное, то есть путешествие по святым местам с выездом за рубеж. Для международного паломничество нужно обязательно иметь заграничный паспорт и въездную визу в страну путешествия. Очень часто такие паломнические путешествия организуют туристические фирмы. Это происходит на кануне очень больших религиозных праздников.
Примером внутреннего паломнического туризма может служить путешествие на Валаам. Валаамские острова, группа островов в северо-западной части Ладожского оз. Состоят из о. Валаам (28 км2) и св. 50 мелких. Общая площадь 36 км2. Высота до 70 м. Острова покрыты главным образом хвойными лесами. На о. Валаам — поселок, здания Валаамского монастыря.
Валаамский-Преображенский мужской монастырь, 1-го класса, Выборгской губернии, сердобольского уезда, в 40 в. к В. от Сердоболя и в 200 верстах от С.-Петербурга, в северо - западной части Ладожского озера, на южном берегу
13
острова, называемого финнами Валамо (высота), при заливе Монастырском. Основателями монастыря считаются препод. Сергий и Герман, мощи которых ныне покоятся в соборном храме; память их чтится 28 июня и 11 сентября. Когда был основан монастырь — неизвестно; некоторые считают, что он существовал уже в Х веке и в нем принял иночество пр. Авраамий ростовский чудотворец. Другие говорят, что монастырь основан в ХII в., когда здесь подвизался Корнилий, основатель Полюстровского монастыря. Находясь на границе новгородских и шведских владений, монастырь часто был сжигаем и разоряем шведами, но возникал вновь. В последний раз он был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до 1715 г., когда, по приказанию Петра I, был возобновлен. В 1822 г. монастырь сделан первоклассным. Мощи преп. Серия и Германа с 1611 по 1721 г. находились в Николаевском Староладожском монастыре. К монастырю приписано 7 скитов: Авраамиев, Всех-Святский, Ильинский, Иоанно-Предтеченский, Коневский, Николаевский и Александро-Свирско-Святоостровский; все они находятся от монастыря в расстоянии от 1 до 10 в. Из этих скитов заслуживают особого внимания Александро-Свирско-Святоостровский, в 7 в. от Валаамского монастыря. Он расположен на острове Святом, имеет до 140 футов высоты. Тут, по преданию, принявший иночество на Валааме пр. Александр Свирский спасался в пещере, иссеченной в скале (XV ст.). До сих пор сохраняются в этой пещере маленький очаг, крест и образ, очень древне. В память преподобного здесь устроена в 1855 г. церковь и 3 домика для братии. Нижний храм Иоанно-Предтеченского скита высечен в гранитной скале. В Николаевско-Валаамском ските особенно почитается резное изображение св. Николая.
Монастырю принадлежат около 40 островов: все они в сложности занимают до 3100 дес. земли. Из этой земли до 20 дес. под монастырскими
14
зданиями. Женщины в скит Всех Святых могут входить только раз в год, а в скит Иоанна Предтечи (самый строгий из всех) доступ им вовсе запрещен. Мощи св. Сергия и Германа и слава о строгой жизни иноков привлекают в монастырь массу богомольцев. В дни постов Петровского и Успенского число богомольцев достигает до 4 тысяч человек. Пароходное сообщение Петербурга с монастырем продолжается не более 5-ти месяцев, от конца мая до конца октября. Зимою иногда можно ездить по Ладожскому озеру недели три, а иногда, по случаю сильных ветров, сообщение по льду совсем прекращается.
На Валааме чего ни коснись – всё дышит историей. Самые яркие впечатления детства нашего Патриарха связаны именно с Валаамом. Из воспоминаний Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси: « В 1938 году родители совершили паломничество на Валаам, взяв меня с собой. Летом следующего года наша семья еще раз поехала на богомолье в Валаамский монастырь». Очень многие паломники посещают Свято –Троицкий монастырь на реке Свири, где покоятся мощи Преподобного Александра Свирского.
Местом паломничества стала Ганина яма, находящаяся недалеко от Екатеринбурга, здесь находиться монастырь Мемориал Романовых, куда приходят тысячи людей поклониться месту захоронения семьи Романовых, русских царей причисленных после смерти к лику святых.
Примером международного паломнического туризма может служить путешествие на Афон. Афон - (Айон-Орос, святая гора), полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо-востоке Греции, центр православного монашества. 20 монастырей, в т. ч. греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон — Протатон), Лавра Св. Афанасия (10 в.), сербский — Хиландар (12 в.), болгарский — Зограф (11-13 вв.), грузинский — Иверский (10 в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169).
15
Крупнейшее собрание рукописей и памятников церковного искусства. Афон находится под юрисдикцией Константинопольской патриархии с правом самоуправления.
Путешествие на Афон начинается в Уранаполисе. На набережной у пирса Просфориу собираются отъезжающие. На берегу приехавших осматривает монах и полицейский, нет ли женщин- им доступ на Афон запрещён. Все садяться в автобус, который движется в сторону афонской столицы Кореи. На Афоне не только иностранцы, но и греки. В самом греческом названии Афон соединены два слова – Свет и Молчание. 80 километров в длину, 11-12 в ширину. Двадцать монастырей и множество скитов, келий, калив разбросано на этом пространстве. Далее продолжаем путешествие на Хиландару здесь находиться Хиландарский монастырь. За стеной древнего собора монастыря , прямо из гробницы св. Симеона Милостивого растёт 700 летняя лоза. Лоза Ниманичей. Её виноград излечивает женщин от бесплодия. Сюда, в Хиландру, очень часто приезжают благодарные сыновья этой Лозы, обязанные ей своим появление на свет. Далее продвигаемся к Вознесенскому монастырю Эсфигмену. Отсюда, взяв благословение Святой Афонской Горы, и эсфигменского игумена Феоктиста, молодой монах Антоний отправился в Киев, чтобы основать Киево-Печерскую Лавру. Следующий пункт путешествия Ватопедский монастырь, перед началом маршрута можно попить воды их источника св. Григория. Посетив монастырь, продолжим путешествие, далее наш путь лежит на Святую Гору Афон. Здесь находятся древние скиты и монастыри. Именно здесь и заканчивается наше путешествие. Побродив мо монастырям и храмам, поклонившись святым местам, паломники возвращаются на Родину.

16
Афон. Монастырский комплекс.














Накануне великого праздника Святой Пасхи многие христиане совершают паломничество в город Иерусалим в Храм Гроба Господня, чтобы увидеть великое и загадочное явление, схождение благодатного огня. Благодатный огонь сходит в великую субботу только накануне святой православной пасхи. Этот огонь является очищающим и в первые 15 минут после схождения он совершенно не обжигает кожу.
Если говорить об исламе, то можно надо сказать, что каждый мусульманин должен хот раз в жизни совершить хадж - паломничество в Мекку к главной
17
мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.
Паломники у храма Каабы. Мекка.













МЕККА, город в Саудовской Аравии, административный центр пров. Хиджаз. 618 тыс. жителей (1986). Главный религиозный центр ислама. Производство и торговля предметами религиозного культа и обслуживание паломников. Исламский университет. Впервые упоминается у Птолемея (2 в.) как Макораба. Религиозный центр языческих племен Аравийского п-ова. В Мекке родился основатель ислама Мухаммед. С 7 в. Мекка — священный город мусульман и место их паломничества (хаджа). Мечеть Харам (Бейт-Уллах; в современном виде относится к 16-17 вв.; построена вокруг древнего святилища Каабы).
18
Таким образом, нужно сказать, что паломнический туризм играет огромную роль в познании культуры другого народа, даёт возможность ещё лучше узнать традиции своего народа и ведёт к объединению народов.


19
1.2 Путешествие по храмам «Золотого кольца» России
«Золотое кольцо»России, (в древности Залесье), туристический маршрут, включающий сеть древнерусских городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Плес, Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, Углич. Название Залесье, прежде всего географическое, оно подразумевало все то, что находилось «за лесом» по отношению к Киевской Руси.
Туристический маршрут (действует с начала 1970), проложенный по историческим городам, проходит по территории пяти областей — Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской. Древние города этих земель имеют свою судьбу, свое прошлое. Они проделали сложный путь в своем историческом развитии от первых дней рождения до дня сегодняшнего. Многое безвозвратно утеряно на этом долгом пути. Равнодушие и небрежность приводят к частичному или полному уничтожению уникальных построек, тому пример города Калязин, Молога, Углич. При постройке Угличской ГЭС взорван и ушел под воду древний Покровский монастырь с уникальными памятниками 15-17 вв. Половина церквей Углича была снесена, разобраны ограды монастырей, что разрушило их ансамблевую целостность. Усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки объектов старинной архитектуры, казалось, непоправимо утраченных. Возвращены к жизни в своем первозданном виде: архитектурный ансамбль Углича, Архитектурные памятники: Кремль на берегу реки Волги с двухэтажными кирпичными палатами угличских удельных князей (1480), Спасо-Преображенский собор (1485, перестроен в 1713), церковь царевича


20
Дмитрия «На крови» (1683-92), церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-90), церковь Казанской Богоматери (1788), церковь Корсунской Богоматери (1730).
Монастырские комплексы: Алексеевский (17 в.), Воскресенский (17 в.), Богоявленский (17-19 вв.).
Ансамбль кремля. Церковь св. Димитрия «на крови» (1683-92, на переднем плане) и Спасо-Преображенский собор (1485, перестроен в 1713) с колокольней.














Ансамбль зданий Воскресенского монастыря: Воскресенский собор, звонница, трапезная с церковью.





21
Спасо-Преображенский собор с колокольней.

















Церковь Димитрия «на крови».












22
храм Покрова на Нерли (12 в.), Дмитриевский собор (12 в.) и «Золотые ворота» Владимира
Золотые ворота (1164) с Надвратной церковью (в 1469 была отреставрирована В. Д. Ермолиным), Успенский собор (1158-60), фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, резной барочный иконостас (1773-74), Дмитриевский собор (1194-97), одноглавый, с резным узорочьем на фасаде, церковь Николы (17 в.) и церковь Спаса (18 в.) у подножия Козлова вала, Георгиевская барочная церковь (1783-84), церковь Николы Мокрого в Галеях (1732-35), церковь Успения Богородицы (1649), Никитская церковь (1765), Вознесенская церковь (1724).
Монастырские комплексы: Рождественского монастыря: Рождественский собор (1192-95, перестроен в 1859-64), крепостные стены (18 в.). 500 лет в Рождественском монастыре покоились мощи Александра Невского до переноса их по указанию Петра I в северную столицу; Княгинин монастырь, основанный на рубеже 12-13 веков женой Всеволода III, княгиней Марией. Успенский собор монастыря построен в 1200-01, существующее здание конец 15—начало 16 вв., фрески (1647-48) выполнены мастером Марком Матвеевым. В Соборе усыпальница княгини Марии, ее сестры Анны, а также жены и дочери Александра Невского.
Успенский собор и колокольня (после реставрации). Успенский собор — одно из величайших созданий русской архитектуры 12 в. Он послужил образцом при строительстве более поздних соборов, например Успенского собора Московского Кремля.


23







«Золотые ворота». 1158-64. Единственно сохранившиеся из белокаменных ворот, входивших в систему оборонительных сооружений города. Арка в старину замыкалась дубовыми воротами, обитыми золоченой медью. Надвратная церковь (Положения риз Богоматери) обновлена в 1469 В. Д. Ермолиным, в 1810 перестроена.











24
Георгиевский собор (12 в.) Юрьева-Польского. Георгиевский собор (1230-34), реставрирован московским архитектором В. Д. Ермолиным (1471). Одноглавый, крестово-купольный, черырехстолпный. Храм покрывает богатейшая белокаменная резьба, особенность резьбы — соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен, и фон вокруг горельефов. На одном из горельефов сохранилось имя мастера — Бакун.
Георгиевский собор. Вид с востока.










памятники древнего Суздаля, где велись комплексные работы по реставрации исторической застройки в пределах всего города, города-музея. Вновь заповедным территориям Земли Русской. Религиозными памятниками Суздаля являются:Рождественский собор (1222-25), фрески 13, 15, 17 вв., иконостас, 17
в., шатровая колокольня, 1635, Архиерейские палаты (15-18 вв.), церкви

25
Успенская (построена в 1650, перестроена в 1720), Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719), церковь Николая (деревянная) из села Глотово (1766).
На посаде: церковь Иоанна Предтечи (1720), Входоиерусалимская (1707), Пятницкая и Никольская (1772), Воскресенская (1720), Казанская (1739), Цареконстантиновская (1707), Скорбященская (1787), Лазаревская (1667), Антипиевская (1745) и др.
Никольская церковь. После 1720.















26
Ансамбль Покровского монастыря.
Основан в 1364.
Основная часть сооружений — 16 в.











Принято считать, что массовое заселение этих земель славянами началось в 9 в. Первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине 9 в. К началу 12 в. существовали уже все основные города Северо-Восточной Руси: Переславль-Залесский, Ярославль, Владимир-на-Клязьме, Суздаль.
История этих земель связана с жизнью и деятельностью Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Сусанина, А. В. Суворова, Н. А. Некрасова, Е. А. Баратынского, Ф. И.

27
Тютчева, М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, Ф. Г. Волкова, Л. В. Собинова и многих других представителей русской истории и культуры.

28
1.3 Экскурсия по храмам Верхотурья
На Урале есть очень много мест, которые могут быть связаны с религиозным туризмом. Именно здесь находятся уникальные храмы, созданные уральскими мастерами.
Очень многие верующие совершают поездки по верхотурским храмам. Эти поездки организуются Екатеринбургской епархией на автобусах или на специально организованных электричках.
Экскурсия в Верхотурье из других городов окажется довольно длительной. Основная дорога идёт через Нижний Тагил, Невьянск, Екатеринбург. Продолжительность экскурсии 3-4 часа. Перед экскурсией нужно провести небольшую беседу о том, как вести себя на территории монастыря и в храме.
Приехав в Верхотурье, мы начинаем экскурсию. Первая остановка у Троицкого собора, с внутренней стороны крепостной стены верхотурского кремля. На территории кремля находиться самая высокая часть собора - колокольня, а основной корпус храма находиться за пределами крепости. Колокольня использовалась как сторожевая башня.
Выйдя за пределы крепости, осмотрим собор и арочные ворота. Отметим сходство декора и ворот, и сообщим, что через арки проходили верхотуры во время крестного хора вокруг собора по большим церковным праздникам. Рассказывая Троицкий собор, нужно сказать том, что в 1959 году международной конвенцией в Гааге он включен в число наиболее значительных архитектурных памятников мира. Далее мы проходим внутрь храма, и начинается осмотр внутренних помещений храма.
Следующая остановка – храмы Покровского женского монастыря. Рассказывается история Покровского женского монастыря в 17 – 18 веке. Здесь экскурсанты осматривают Старо-Покровскую церковь 18 века, Иоанно-

29
Предтеченская церковь 18 века. Действующей ныне церковью является Ново-Покровская церковь 19 века.
Следующий этап экскурсии – Николаевский мужской монастырь. Начинается эта экскурсия у юго-западной угловой башни крепостной стены. Он возникает в
17 веке. Экскурсия продолжается у монастырских ворот. Следующая остановка напротив входа в настоятельский корпус, откуда хорошо просматриваются два сохранившихся храма монастыря и часовня, строящаяся на месте Николаевской церкви, разрушенной в годы советской власти. В это же время идёт рассказ историю первых церквей монастыря. Далее экскурсия следует к Преображенской церкви, которая стоит напротив надвратной Симеоно-Аннинской церкви, она необыкновенно красива и является врата монашеской обители. Из Преображенского храма отправляемся в Крестовоздвиженский. Храм вмещает до четырёх тысяч человек, и был самым большим в епархии, достигая в длину 66 метров, а в ширину и высоту – 53 метра. Внутри собора обращает на себя обилие света. Этот храм привлекает многочисленных паломников, которые стремиться поклониться святым мощам Семиона Верхотурского.
И завершаем экскурсию посещением монастырского музея (единственный церковный музей в епархии).

30
2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях;
Особую роль в современных условиях во всём мире играет религия и поэтому, мне думается, особое значение в современном бизнесе играет религиозный туризм;
Огромную роль в религиозном туризме играет паломнический туризм, целью которого является посещение мест, имеющих большое религиозное значение;
Паломничество бывает двух видов: внутреннее, то есть путешествие по святым местам в своей стране и паломничество международное, то есть путешествие по святым местам с выездом за рубеж;
Ещё одной формой религиозного туризма является путешествие по храмам, что даёт возможность более глубоко узнать историю древних архитектурных сооружений;
Урал является одним из регионов России, который может предоставить интересные маршруты для развития религиозного туризма.

ВВЕДЕНИЕ
Тема моей работы «Религиозный туризм». Эта тема в современных условиях достаточно актуальна, так как в современном мире религии играют огромную роль. Они связанны и с культурой, и с политикой, и с бизнесом. Многие люди в той или иной мере связаны с религией, и чтобы лучше разобраться в современных отношениях и в современном мире необходимо много путешествовать и, на мой взгляд, путешествие по святым местам, знакомство с историей различных храмов даёт возможность раскрыть современный мир для понимания.
Цель работы: раскрыть понятие религиозный туризм
Задачи:
Познакомиться с понятием паломнический туризм;
Рассмотреть формы паломнического туризма;
На основе изученных источников познакомиться с храмами «Золотого кольца» России;
Показать развитие религиозного туризма на Урале.
Для выполнения поставленных в работе цели и задач было необходимо рассмотреть большое количество различных источников и литературы. Это и историографические работы, кино и фото материалы, журнальные статьи.
Рассмотренные источники дали возможность разобраться в вопросах истории мировых религий, более глубоко познакомиться с понятием туризм, рассмотреть его формы и виды, а, самое главное, изучить понятие религиозный туризм, его формы.
Также изучение литературы дало возможность совершить воображаемое путешествие по древним храмам, монастырям и святым местам не только России, но и мира, что, как мне думается, знакомит с культурой, традициями и обычаями народов мира и России и помогает лучше узнать ситуацию, существующую в современном мире, роль религии в мировом сообществе.

31
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Периодические издания
1. Журнал Русский дом. 2002, № 5
2. Журнал Наше наследие. 1991, № 5

II. Литература
1. Атеистические чтения: сборник / под.ред. О.А.Белова. М., 1989
2. Климович Л.И. Ислам. М., 1962
3. Нечаев М.Ю., Шакерин В.А. Очерки истории Верхотурья. Екатеринбург. Изд-во Дом учителя, 1998
4. Токарев С.А. История мировых религий. М., 1965
5.Свеницкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987

Комментариев нет:

Отправить комментарий