суббота, 27 февраля 2010 г.

Основные направления внешней политики России 1985-1995г.г

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..с.3-4
1 Основные направления внешней политики России 1985-1995г.г. с.5-13
1.1 Новое политическое мышление………………………………………..с.5-7
1.2 Распад мировой системы социализма…………………………………с.8-10
1.3 Основные направления внешней политики на современном этапе….с.11-13
2 Заключение………………………………………………………………..с.14
3 Список литературы……………………………………………………….с.15

ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «Основные направления внешней политики России 1985-1995г.г.». Данная тема в современных условиях достаточно актуальна. Сейчас положение в мире очень нестабильно. Гонка вооружений приближается к критической отметке. Многие страны мира владеют ядерным оружием. Велика угроза терроризма. В этих условиях требуется совершенствование внешней политики. И, мне думается, что уроки прошлого дают нам возможность не делать ошибок в настоящем. Вот почему, на мой взгляд, существует необходимость вернуться к проблеме внешней политики России 1985-1995г.г. Именно в этот период времени начинают закладываться основы современной внешней политики России.
Цель данной работы: Показать основные направления внешней политики России 1985-1995г.г.
Задачи работы:
- рассмотреть основные положения политики нового мышления;
- разобраться в причинах распада мировой системы социализма, а также показать, как происходил этот распад;
- рассмотреть основные направления внешней политики на современном этапе.
Оценивая советскую внешнюю политику в послевоенный период, мы не забываем, что империализм создаёт вокруг нас и наших союзников фактически чрезвычайную ситуацию. Западная угроза была в то время для нас постоянной величиной. В ответ на брошенный нам и всему социалистическому миру ядерный вызов необходимо было добиться стратегического паритета с США. И это было сделано. Но, сконцентрировавшись на военном аспекте противодействия Западу, огромные средства и внимание, мы не всегда использовали для обеспечения безопасности государства, для снижения напряжённости и взаимопониманиямежду народами политические возможности, которые

4
открывались в связи с фундаментальными изменениями в мире. В результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на её международном положении. Между тем гонка вооружений приближалась к критической отметке. На этом фоне наша традиционная политическая и общественная деятельность в пользу мира и разоружения начала терять свою убедительность и не переломив логики такого развития, можно было действительно оказаться на грани военной конфронтации. На этом этапе потребовалось решительное обновление внешней политики. Для этого нужно было новое политическое мышление. И основы его были заложены в апрельском Пленуме ЦК партии. Он дал философское обоснование нашей международной деятельности в условиях перестройки. Новое мышлении – не закрытая и законченная доктрина Оно диалектично, что позволяет постоянно совершенствовать и развивать политику в соответствии с ходом жизни.














5
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 1985-1995 Г.Г.
1.1 Новое политическое мышление
Экономические трудности СССР всё более осложняли проведение политики «холодной войны», требовавшей расходов на поддержание военного паритета с США и на помощь союзным режимам. Советское руководство искало новые подходы к определению внешнеполитических задач. Дипломатию взял на себя М.С.Горбачёв, оставив за МИДом функ5ции оформления достигнутых договорённостей. Министром иностранных дел в 1985 году стал Э.А.Шеварнадзе, который не имел опыта решения международных проблем. Большинство высших чиновников МИДа были отправлены в отставку. Считалось, они могут препятствовать проведению новой политики на мировой арене.
Наибольшую сложность представляла нормализация отношений с США. В Западной Европе продолжалось развёртывание новых американских средств доставки ядерного оружия- ракет «Першинг»-2 и «Круз».
Улучшение отношений между СССР и США началось со встреч М.С.Горбачёва и Р.Рейгена в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). На этих встречах было зафиксировано стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов, но они не завершились конкретными договорённостями. В Рейкьявике М.С.Горбачёв предложил принять пакет соглашений между СССР и США, согласно которому арсенал стратегических вооружений обеих сторон сокращался на %)%, обе стороны отказывались от ракет средней и малой дальности, обязывались строго соблюдать договор по ПРО. Однако США не приняли последний пункт пакета, намереваясь продолжить осуществление программы «звёздных войн». Отсутствие прогресса в улучшении международного климата подтолкнуло советское руководство на более серьезные перемены в сфере

6
внешней политики. В 1987-1988 г.г. М.С.Горбачёв выдвигает идею Нового политического мышления.
В рамках нового политического мышления признавалось, что угрозы применения ядерного оружия и иного оружия массового поражения, равно как и обладание им, перестали служить достижению реальных политических целей, поскольку ни одна из них не могла оправдать массового уничтожения сотен миллионов людей. Делается вывод о необходимости радикального сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году
Новое политическое мышление провозглашало высшим приоритетом общечеловеческие ценности. Ставился вопрос о необходимости поисков компромиссов, взаимоприемлемых решений, учитывающих интересы всех народов и государств.
Подчёркивалось, что внешняя политика должна служить решению глобальных проблем современности, а также прекращению локальных конфликтов.
Предлагалось признать, что базой решения глобальных проблем современности должна стать общая заинтересованность государств в стабильности и безопасности, опирающаяся на строгое соблюдение международно-правовых норм, в том числе и относящихся к праву каждого народа на выбор своей судьбы, уважению личных свобод граждан.
Выдвижение концепции нового политического мышления вызвало большой интерес в мировом сообществе, но само по себе не могло обеспечить прекращение холодной войны. Первоначально лидеры стран Запада восприняли новый подход СССР как тактический ход, призванный дать ему пропагандистские преимущества. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идёт о глубоких переменах в советской политике.
Советское правительство выдвигает новые инициативы:
7
- 1987 г. предложение начать снижение уровня военного противостояния с ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе. Впервые советские лидеры согласились на проведение контроля на своей территории за выполнением соглашения;
- декабрь 1988 г. выступление Горбачёва в штаб-квартире ООН с инициативой сокращения Советских Вооружённых сил на 500 тыс. чел. В одностороннем порядке;
- начались переговоры между странами НАТО и Варшавского Договора о взаимном сокращении сил в Европе (Соглашение 19 ноября 1990 г.);
- июль 1991 года договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений примерно на 30%.
Важным фактом изменения международного климата стал пересмотр курса СССР в отношении своих союзников. Произошёл отказ от политики двойных стандартов. В мае 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории. Улучшение советско-китайских отношений.
В результате перехода к политике нового мышления упрочилась международная безопасность страны, причём это достигалось политическими, дипломатическими методами, без новых витков гонки вооружений и демонстрации силы. Были созданы условия для дальнейшего уменьшения численности войск и вооружений на согласованной основе. Но политика нового мышления не имеет однозначной оценки. Существует много дискуссионных вопросов, которые не находят единства до сих пор.





8
1.2 Распад мировой системы социализма
Симптомы кризиса советской модели тоталитарного социализма проявились прежде всего в экономике. Поэтому преобразования начались именно с экономической сферы. Первые преобразования осуществлялись с опорой на административно-командные методы правления. Отдача от этих преобразований оказалась минимальной, что создало стимулы поиска путей более глубокого реформирования всего комплекса общественных отношений. По сути дела речь шла о смене политического режима в СССР.
Аналогичные процессы развернулись и в большинстве стран Восточной Европы. В одних случаях инициаторами выступали сами лидеры правящих партий. В других, как только стало ясно, что Советский Союз не собирается силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ, стали создаваться оппозиционные политические партии и движения.
Единственным восточноевропейским государством, где были предприняты попытки ничего не менять, оказалась Румыния. Режим личной власти Н. Чаушеску был сметён в результате народного восстания в 1989 г., а сам он расстрелян.
В большинстве стран Восточной Европы нарастает волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактически легализация оппозиции вызвала политические кризисы. В ГДР кризис был усугублён бегством населения в Западную Германию, через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. В 1990 году всё население ГДР проголосовало за объединение ГДР и ФРГ . В августе 1990 года был подписан договор об объединении Германии. В Венгрии в 1988 г. начали возникать антикоммунистические политические демократические партии. Венгерские коммунисты вынуждены были пойти на уступки. В стране была принята новая
9
конституция, разрешена многопартийность. В Чехословакии в ноябре 1989 года начались массовые антикоммунистические манифестации. Оппозиционные партии вышли из подполья Новом правительстве коммунисты оказались в меньшинстве Председателем Федеральной ассамблеи стал А. Дубчек. Президентом страны был избран В.Гавел. Началась чистка армии от влияния коммунистов. На выборах 1990 года «Гражданский форум» завоевал большинство голосов.
В Польше массовые забастовки начались в 1988 году. Правительство пошло на переговоры с вышедшей их подполья «Солидарностью», Согласно договорённости в стране установился четырёхлетний переходный период к демократии. По итогам выборов 1989 года правительство сформировала «Солидарность», а её лидер Л. Валенсе в 1990 году стал президентом Польши.
Не решившись прибегнуть к репрессиям в условиях, когда СССР поддерживало идеи демократизации, большинство престарелых руководителей компартий ушло в отставку. Новые лидеры, имевшие репутацию сторонников реформ, попытались наладить диалог с оппозицией, создать политические коалиции, ориентированные на реформы, обеспечить мирный ход перемен. Однако в ходе первых свободных выборов коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции.
Итогом мирных демократических революций стал отказ восточноевропейских стран от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила своё существовании. Были ликвидированы структуры Совета Экономической Взаимопомощи. Экономические ми политические связи были переориентированы на Евроатлантические государства. В 1991 году большинство восточноевропейские страны подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В 1994 году они вступили в программу «Партнёрство во имя мира» с НАТО.

10
Намного сложнее, чем в остальных восточноевропейских странах преобразования шли в Югославии. Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом её собственного развития, то сила перестройки сказалась на Югославии в меньшей степени. Она столкнулась с другими проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными, приведшим к внутренним конфликтам и распаду страны. В 1991 году Югославия распалась. Хорватия и Словения вышли из её состава. В 1992 году независимость провозгласила Босния и Герцеговина Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославию.











Схема: Распад Югославии
Обострились противоречия между хорватами и мусульманами. Борьба переросла в вооружённый конфликт. Затем на первый план вышла проблема этнических албанцев в сербском крае Косово. Осенью 2000 года обострились разногласия между Сербией и Черногорией по вопросам будущего федерации В результате в Сербии пал режим Милошевича. Он был последним в Европе сохранившим ориентацию на социализм.
11
1.3 Основные направления внешней политики на современном этапе
С распадом СССР положение России в мире изменилось. Прежде всего изменился мир: окончилась холодная война, ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух держав – СССР и США. Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Однако военные возможности России сократились. Ситуация осложнялась и разрастанием военного конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90 – е годы были фактически открытыми. России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.
Поначалу цели внешней политики определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Был взят курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 года объявил, что ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других стран НАТО. В Декларации о прекращении «холодной войны говорилось, что отношения между Россией и США характеризуются дружбой и партнёрством, которые основываются на взаимном доверии.
В январе й993 года был заключён Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены Российские войска из Германии. Летом 1994 года Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.
«Большая семёрка», объединяющая ведущие западные страны, расширилась до «восьмёрки» - в неё была принята Россия. Серия неформальных встреч лидеров 2восьмёрки» способствовала нормализации международной обстановки.
12
Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, иногда воспринималась Западом, да и в самой России, как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради новой России. В России это поняли далеко не сразу.
К 1996 году внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира – мире, в котором безопасность строится не на силе , а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.
Отчуждение между Россией и Западом усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредником в урегулировании «чеченской проблемы». Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.
В первой половине 90 – х годов отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. События последующих лет показали, что такой подход ошибочен. С 1996 года отношения со странами Азии, Африки и латинской Америки активизировались. Одним из крупнейших торговых партнеров стал Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении крупных объектов, в том числе атомной электростанции.
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача – не допустить перерастания противоречий в вооружённые конфликты. Руководство России сумело избежать двух крайностей – попыток силой восстановит союзное государство и полного отказа в решении проблем, возникших в постсоветском пространстве. Скоро стало ясно, что решить проблемы стран СНГ без традиционной российской помощи невозможно. С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.
13
Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994).
Однако сотрудничество в том виде в котором предполагалось создать не удалось. Большинство программ и планов осталось нереализованным. Нарастали новые противоречия, и они охватывали всё новые области сотрудничества. Проблемы, которые не удалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двухсторонней и региональной основе.


14
2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы можно сделать следующие выводы. Политика нового мышления привела к тому, что в первые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США. Наметились более реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
Вместе с тем наряду с позитивными переменами, произошедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом социалистической системы взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Возникла угроза утечки современнейших военных технологий в страны, от которых может исходить военная угроза. Снизилась обороноспособность России. Что потребовало выработки новой концепции внешней политики.
Внешняя политика России в 90-е годы имела противоречивый характер. С одной стороны снизился уровень противостояния с Западом. Стала менее острой угроза ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность международных организаций. Наша страна заняла центральное место в СНГ. С другой стороны появились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей степени учитывают её интересы.
Всё это т требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, отражающей её национальные интересы.


15
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бовин А. Новое мышление – новая политика // Коммунист. – 1988., № 9.
2 Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XX – начало XXI века.- М.: Просвещение, 2003.
3 Загладин Н.В.Козленко С.И. История Отечества. XX - начало XXI века. –М.:
«ТИД «Русское слово - РС», 2005.
4 Загладин Н.В. Всемирная история XXвек. –М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
5 Сенченко И.П. Персидский залив: взгляд сквозь столетие. – М.: Международные отношения», 1991.
6 Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди / Под общ. ред А.Т. Кинкулькина. – М.: Политиздат, 1989.

Комментариев нет:

Отправить комментарий