ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………....... с.3-4
1 Экскурсионно-краеведческая работа музея…………………………с.5-7
1.1 Разработка и подготовка экскурсии……………………………… с.5
1.2 Проведение историко-краеведческой экскурсии………………….с.6-7
2 Работа по описанию фондов музея…………………………………..с.8
3 Научно-исследовательская работа музея……………………………с.9-10
4 Заключение…………………………………………………………….с.11-12
5 Список литературы……………………………………………………с.13
6 Приложение……………………………………………………………с.14 -30
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время много говориться, и делается для сохранения окружающей человека природы. Но человек живёт не только в природном мире, но и в мире культуры, созданном его предками и им самим. Если природа нужна человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима человеку для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.
Человек живет, и, если ему не важен мир вокруг него, если не возникает потребности узнать историю своей семьи, своего рода или деревни, своего края, есть опасность, что его жизнь будет схожа со степной травой, перекати – поле, которую неизвестно куда гонит ветер. Без корней вырастает равнодушный человек, равнодушный к людям, к своей земле, к своей стране.
Сегодня мы говорим об экологии культуры, о сохранении исторических памятников, восстановлении обликов городов и посёлков.
Особое значение сегодня в деле сохранения памятников культуры играет деятельность историко-краеведческих музеев. Музейные фонды предоставляют материалы для жизни художественной культуры, обогащения внутреннего мира человека, формируют его вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и современниками.
Музеи – хранители ценностей прошлого, без которых нет будущей культуры. Благодаря изучению музейных коллекций и архивных материалов мы сегодня можем представить себе, как заселялся Урал, узнать историю людей, живущих здесь, познакомиться с промыслами, прославлявшими край.
Знание истории родной страны в целом и родного края в частности в моей будущей специальности необходимо и поэтому, я считаю для себя полезным, прохождение учебной экскурсионно-краеведческой практики в музее.
4
Цель работы: показать научно-исследовательскую и историко-краеведческую работу в музее.
Задачи работы:
- показать навыки историко-краеведческой работы;
- рассмотреть работу по описанию фондов музея;
- показать проведение научно-исследовательской работы в ходе практики.
Прежде чем перейти к основной части работы необходимо, мне думается, рассказать о месте проведения учебной практики.
Моя учебная экскурсионно-краеведческая практика проходила в музее «Память» Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 1 посёлка Бисерть Свердловской области.
Музей «Память» создан в МОУ-СОШ № 1 в 2002 году. Получил официальный статус музея в 2004 году. Музею присвоено звание комплексного краеведческого музея. Руководителем музея является Полуэктова Елена Юрьевна, учитель истории МОУ-СОШ № 1. Музей имеет выставочный зал и фондохранилище Разделы экспозиции: История МОУ-СОШ № 1, История уральского рабочего посёлка Бисерть, Человек и война, Декоративно-прикладное искусство, Литературное краеведение. Ежегодно фонд музея пополняется за сёт экспонатов собранных учащимися в результате поисково-краеведческой работы.
Музей «Память работает на основании разработанного Положения о школьном музее, утверждённого директором МОУ-СОШ №1. ( Приложение 1).
Далее в работе будут рассмотрены следующие разделы: экскурсионно-краеведческая работа, работа по описанию фондов музея, научно-исследовательская работа. Каждому разделу будет посвящена отдельная глава с приложением материалов. В заключение работы будет сделана выводы по работе.
5
1 ЭКСКУРСИОННО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА МУЗЕЯ
1.1 Разработка и подготовка экскурсии
Одним из видов работы музея являются экскурсии. В настоящей главе мы рассмотрим разработку и подготовку экскурсии.
Для успешного проведения экскурсии необходимо:
- определить цель и объект экскурсии;
- знакомство с важнейшими чертами исторического периода, о котором идёт речь, изучение конкретных исторических событий и фактов.
- подобрать экспонаты, которые подлежат демонстрации;
- просмотреть дополнительные источники по теме экскурсии;
- привлечение к составлению экскурсии не только письменных источников, но и рассказов и воспоминаний тех людей, которые были участниками событий или владельцами экспонатов;
- разработка маршрута экскурсии;
- составление плана проведения экскурсии
- составить текст экскурсии;
- овладение текстом экскурсии и знанием маршрута.
Опираясь на методику разработки и подготовки экскурсий, мной в ходе учебной практики, было разработано и подготовлено пять экскурсий:
- История рабочего посёлка Бисерть;
- Быт уральского населения;
- Декоративно-прикладное искусство. Резьба по дереву;
- Декоративно-прикладное искусство. Уральская вышивка;
- Декоративно-прикладное искусство. Уральская роспись по дереву.
(Приложение 2, разработка и подготовка экскурсии «Быт уральского населения).
6
1.2. Проведение историко-краеведческой экскурсии
Экскурсия рассчитана на учащихся 5 – 7 классов, возраст 11 – 12 лет. Эта экскурсия проводиться с целью, познакомить учащихся с историей родного края и показать роль Урала в целом и посёлка Бисерть в частности в развитии всей страны.
Учащиеся знакомятся с экскурсоводом. Экскурсия начинается со стенда с экспонатами, отражающими появление нашего посёлка, природу края. Экскурсовод задаёт детям вопрос о том, что они знают об основании посёлка, рассказывает легенду связанную с основателем поселения. Рассказ сопровождается показом фотографий и экспонатов на стенде.
Далее учащиеся переходят ко второй выставке, которая отражает историю строительства домов, типовую застройку поселения. Показывая экспонаты, экскурсовод рассказывает о типах домов, форме поселений.
Останавливаясь у следующей выставки, экскурсовод рассказывает о быте крестьян проживавших в посёлке и работавших на Демидовском заводе. Показывая собранные на выставке экспонаты, он рассказывает историю каждого из них, некоторые учащиеся говорят, что у них дома у бабушек они видели такие старинные вещи, получается интересная и познавательная беседа.
Для проведения следующего этапа экскурсии экскурсовод в ходе подготовки к экскурсии привлёк для учащихся в ней учащихся 11 «А» класса. Они встретили детей в русских костюмах и после небольшого рассказа экскурсовода о том как население проводило свободное время, учащиеся 11 класса показали несколько сценок из жизни « Девушки за рукодельем», «Крещенская гадания», «Уральские посиделки». Некоторые учащиеся. Пришедшие на экскурсию даже сами приняли участие в играх.
В заключении экскурсии была проведена небольшая викторина по теме «Быт уральского населения».
7
Мне думается, что проведение такого рода историко-краеведческих экскурсий создают условия для привлечения школьников к активной краеведческой работе.
Способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, стремления узнать больше об истории родного края. Они приобретают навыки общения друг с другом, что способствует социальной адаптации и умению найти своё место в жизни.
В ходе прохождения учебной экскурсионно- краеведческой практики мной было проведено три экскурсии: «Быт уральского населения», Декоративно-прикладное искусство Урала», «Экскурсия по историческим местам п. Бисерть» (Приложение 2, «Быт уральского населения»).
8
2 РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ ФОНДОВ МУЗЕЯ
Каждый музей имеет каталог, т. е фонды музея должны быть обязательно оформлены в опись.
В каталоге должны быть указаны: принадлежность экспоната к тому или иному фонду, временная и территориальная привязка документа, место хранения документа.
Каталог может быть составлен как в рукописном, так и в электронном виде.
За время прохождения учебной практики мной был составлен один из отелов каталога «Декоративно-прикладное искусство Урала. Уральская вышивка. Мастерицы Бисерти». Всего было занесено в каталог 30 карточек.
Также разработана форма описи фондов музея. По которой, мной, за время практики, было описано более 200 экспонатов музейного фонда. (Таблица 1).
Таблица 1
Отдел фонда № Документ, материал, экспонат Ф.И.О.
Передавшего, экспонат в музей Дата появления
экспоната
Место появления
материала Место хранения Приме
чание
1 2 3 4 5 6 7 8
Пример описания фонда прилагается (Приложение 3)
9
3 Научно исследовательская работа музея
Любой музей ведёт научно-исследовательскую работу. Не является и исключением музеё МОУ-СОШ № 1 в котором проходила моя учебная практика.
В современных условиях состояние современной семьи (демографическое и материальное положение, степень правовой защищённости, морально-психологический климат, характер внутрисемейных отношений) свидетельствуют о её деформации, об ослаблении её способности к выполнению воспитательной функции.
Но положение нельзя считать фатальным. Данные исследований показывают, что подростки помещают семью в тройку ведущих ценностей. Ведь именно в семье закладываются первые и наиболее прочные установки гражданской позиции личности, определяя дальнейший вектор гражданской компетенции.
Поэтому темой своей исследовательской работы в музейной практике я выбрал создание практико-ориентированный проект «Хранитель семейного архива». Этот проект был выбран мной ещё и потому, что созвучен с разделом 2 работы. Для работы над проектом мной была создана группа учащихся 11 классов в количестве 5 человек, все они являются членами исторического клуба и имеют навык исследовательской работы в музее.
Срок выполнения проекта 2 недели.
Цель проекта: более глубокое знакомство с историей собственной семьи на конкретных материалах, продолжение формирования навыков работы с историческими документами, воспитание ценностного отношения к документам истории.
Практическая цель проекта: приведение семейного архива учащихся в порядок.
В ходе разработки проекта были составлены следующие вопросы:
1. Что такое семейный архив и зачем он нужен?
2. Что и как отбирать в семейный архив?
10
3. Как хранить семейный архив?
4. Что такое «Каталог» семейного архива, и какие рубрики в нём должны быть?
5. Были ли у меня в роду хранители семейного архива и какова история их жизни?
Результат работы: Составленная опись семейного архива (Электронная или рукописная).
Этапы работы:
1. Участникам предлагается взять на себя роль «Хранителя семейного архива». Поясняется, что понимается под семейным архивом, также учащимся даётся задание информационного этапа: просмотр семейного архива и составление списка семейного архива.
2. Обсуждение формы будущего «Каталога семейного архива», который предстоит вести. Составление рубрик каталога. Обсуждение, какие материалы будут включены в семейный каталог, а какие нет. Учащиеся должны посоветоваться с родителями и отобрать для каталога 5 – 10 наиболее интересных материалов
3. Оформление описания документов и материалов и составление каталога.
4. Презентация проекта.
(Пример описания семейного архива – приложение 4).
Работа над данным проектом, мне думается, помогла участникам более глубоко узнать историю своей семьи, понять отношения в своей семье, увидеть те нравственные ценности, которые создавались семьёй на протяжении времени и бережно хранились её для будущих поколений. Так же фонд музея пополнился новым материалом
На основе созданных исследовательских проектов был создан альбом «История моей семьи», куда вошли архивы участников проекта.
11
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы надо сказать следующее.
Работа в период учебной экскурсионно краеведческой практики мной велась по трём направлениям:
1. Экскурсионно-краеведческая работа
2. работа по описанию фондов музея
3. Научно-исследовательская работа.
В ходе экскурсионно краеведческой работы мной были разработаны и подготовлены экскурсии
- История рабочего посёлка Бисерть;
- Быт уральского населения;
- Декоративно-прикладное искусство. Резьба по дереву;
- Декоративно-прикладное искусство. Уральская вышивка;
- Декоративно-прикладное искусство. Уральская роспись по дереву
Так же проведены экскурсии:
- «Быт уральского населения»,
- «Декоративно-прикладное искусство Урала»,
- «Экскурсия по историческим местам п. Бисерть».
По второму направлению мной была разработана таблица описи архива музея, также велась опись экспонатов музея в соответствии с фондами музея. Так же была сделана попытка составления каталога музея в соответствии с систематизацией материала.
По третьему направлению велась исследовательская работа по одному из направлений работы музея «Моя семья». Мной совместно с участниками исторического клуба при музее был создан проект «Хранитель семейного архива».
Помимо этой работы принимал участие в оформлении новых выставок музея, в разработке и подготовке фольклорного праздника «Уральская вечёрка», создании
12
альбомов посвящённых истории МОУ-СОШ № 1 «Медалисты школы», «Учителя – выпускники школы», «Учителя – ветераны педагогического труда».
В целом считаю, что учебная практика прошла успешно, мне удалось узнать много нового и интересного.
За время прохождения практики получил навыки работы с музейными документами, историческими документами, а также развитие коммуникативных качеств, которые так необходимы в моей будущей специальности.
13
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Периодические издания.
1. Вокруг света. Октябрь 2005 года, № 10
2. Преподавание истории и обществознания в школе. Март 2004, № 3
2. Литература
1. Бирковский В.Г. Создание и организация школьного музея. М. 1965.
2.Помарницкий В.Ф. Историко-краеведческие экскурсии. М. 1975
3. Поисково-краеведческая работа учащихся в процессе работы школьного музея. М.1978
4.Школьный музей – методический центр краеведения. М. 197
15
Приложение1
Утверждаю
Директор МОУ-СОШ № 1
Хурматуллин Н.Н.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Школьный музей является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения-средней общеобразовательной школы № 1.
2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития, социализации учащихся.
3. Профиль музея: комплексно-краеведческий.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
1. Организация музея в ОУ является результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов.
2. Учредителем музея является ОУ, в котором организуется музей. Учредительным документом является приказ директора о его организации.
3. Деятельность музея регламентируется Положением, утверждённым руководителем школы.
4. Для осуществления работы музея разрабатывается годовой план работы.
5. Обязательные условия создания музея:
А. музейный актив ( совет музея) из числа обучающихся
Б. создание описи музейного фонда.
В. помещение для хранения и экспонирования музейных предметов
Г. создание музейных экспозиций
Д. Положение музея.
16
6. Работа членов совета музея ведётся на добровольной основе.
3. ФУНКЦИИ МУЗЕЯ
1 Основными функциями музея являются:
- изучение природы, истории, культуры родного края;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- развитие детского самоуправления.
4 УЧЁТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДОВ ШКОЛЬНОГО
МУЗЕЯ
1. Учёт музейных экспонатов осуществляется в книге поступлений музея
2. Ответственность за сохранность фондов музея несут руководитель ОУ и руководитель музея.
5 РУКОВОДСТВО И РАБОТА МУЗЕЯ
1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет зам. директора по УВР ОУ.
2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора ОУ.
3. Текущую работу осуществляет сове музея.
17
Приложение 2
Разработка и проведение экскурсии «Быт уральского населения 19 века».
Цель экскурсии: показать быт уральского населения в целом и п. Бисерть в частности.
План экскурсии:
1. история создания посёлка Бисерть
2. уральский дом.
3. предметы быта
4. уральская вышивка
5. уральская вечёрка
6. заключение
При подготовке была использована литература относящаяся к истории посёлка Бисерть Иглин К.Л. «250 лет Бисерти» и сборник бисертского поэта Обожин В.П. «Корни жизни», а также встречи с жителями посёлка и работа с учащимися, членами исторического клуба при музее.
Текст и маршрут экскурсии:
Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня мы проведем с вами экскурсию в далекое прошлое нашего поселка. Рассмотрим с вами быт уральского населения: как жили наши далекие предки, чем занимались, как украшали свой дом, как отдыхали. Сопровождать в этом путешествии вас буду я – Энгельман Вадим Вячеславович. Итак, мы начинаем наше путешествие.
Стенд №1 – фото: природа, макет поселка Бисерть.
Наш поселок Бисерть был основан 5 ноября 1761 года. Он входил в состав Демидовской вотчины. Существует легенда, что Акентий Демидов ища место для основания нового завода, приехал в поселок на берегу реки Бисерть, где жили марийцы. Место ему понравилось не только своей красотой, Но и природными
18
богатствами. Река, лес, залежи железной руды. Демидов предложил марийцам деньги и выкупил у них землю за 150 рубелей. Перегородив реку Бисерть плотиной он основал здесь завод и поселок. Так началось история уральского рабочего поселка Бисерть.
Страницы прошлого листая,
Я вижу зарожденье края.
Встает вся жизнь передо мной,
Моя Бисерть, мой край родной.
Во время рассказ идет показ экспонатов.
Стенд№2 – фото: крестьянская изба и альбом уральский дом. Привезенные из разных земель демидовской вотчины крестьяне налаживали свою жизнь и быт на новом месте. Дома строили в основном из сосновых, еловых бревен. Жилища относятся к типу двухрядных усадеб – дом, двор. Такой тип постройки сохраняется до сих пор.
У Бергов спокойных рек,
Искал жилище человек.
Постройки нового жилища,
Росли вставали с корневища.
Стенд№3 – фото: ткацкий станок и экспонаты – предметы крестьянского быта. Домашняя утварь крестьянских изб была небогата. В основном была сделана из дерева или выплавлена из чугуна. Освящался дом лучиной, которую вставляли в деревянный поставец. Вечерами женщины пряли шерсть на деревянных прялках, ручных или ножных. Или ткали полотно на деревянных ткацких станках. Все, что было необходимо для, жизни приобреталось в купеческих лавках при заводе. Умывальником служил подвешаный нацеп - чугунный чайник, под который подставляли деревянный ушат. Белье гладили утюгом на углях. Для того, чтобы достать из печи чугунок использовали ухват. Мужчины долгими зимними
19
вечерами изготовлял домашнюю утварь. Плели корзины и лапти из лыка (рассказ сопровождается показом).
Стенд№4 – фото: вышивки и экспонаты. Женщины стремились украсить свой дом. Они вышивали, вязали, плели кружево. Бытовые вещи украшали вышивкой, особенным почетом пользовались вышитые полотенца и одежда. Вышивка одежды имела не только значение украшений, но играла и роль оберега. Каждая крестьянская семья вела свое хозяйство.
Посевы льна и конопли,
Растили, жали как могли.
Размер запашки поднимали,
Картофель клубнями сажали.
Вели хозяйство, огород.
Мужчины:
Ловили рыбу потрошили,
На солнце вялили, сушили.
Вели охоту на лосей,
Ловили хитрых соболей,
Повадки знали их каприз,
Капканы ставили а лис.
Меха возили на базар.
Скупали выгодный товар,
Домой провизию закупали
И утварь медную в чану
Везли за сходную цену.
5. Показ сценок учащимися исторического клуба. После работы и в праздники народ умел отдыхать. Очень часто молодые парни и девушки собирались на
20
вечерки, устраивали игры и переплясы, водили хороводы. Крещенскими вечерами гадали.
Гармошки-артинки, минорки
Двухрядок наигрыши звонки,
Водили девки хоровод,
Играл и пел честной народ.
Вот так и жили на селе,
В родной уральской стороне.
На этом наша экскурсия заканчивается, а сейчас небольшая викторина.
1. Чем занимались мужчины долгими зимними вечерами?
2. Как вели хозяйство?
3. Какие типы домов строились?
4. Кто является основателем поселка Бисерть?
5. Какие игры вы знаете сами?
21
22
23
24
25
26
Отдел
архива № Документ, материал, экспонат Ф.И.О.
владельца Дата появления
экспоната
Место появления
материала Место хранения Приме
чание
1 2 3 4 5 6 7 8
Фотография 1 Анисимов
Захар Иванович
Борисов
Николай Анисимов
З.И. 1943 г. Смоленская
область Зелёный
альбом Фото
сдела
но в период
отдыха
Фотография 2 Борисов Н. с женой и сыном Анисимов
З. И. 1944 г. г. Ельня
Зелёный
альбом Фото присла
Но Аниси
мову
на память от Борис
ова
27
Приложение 4
28
Отдел
архива № Документ, материал, экспонат Ф.И.О.
владельца Дата появления
экспоната
Место появления
материала Место хранения Приме
чание
1 2 3 4 5 6 7 8
Письмо с фронта 3 Суходольцева
Матвея
Суходольцевой Ефросинье Суходольцева
Ефросинья 1941 г. Смоленск Синяя
шкатулка Единст
венное
письмо
Документы 4 Орденская книжка Анисимов
З.И. 27.12.
1942 Москва Папка
№ 2
секретер
5 Орденская книжка Анисимов
З.И. 2.03.
1943 Смоленск Папка
№ 2
секретер
29
Приложение 5
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
1 вед. На праздник! На праздник
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости.
Давно вас ждут друзья!
Здравствуйте! Здравствуйте!
Девчонки и мальчишки!
Гостям рады, что пришли,
Для нас времечко нашли!
Будут здесь у нас забавы –
Представление на славу:
Мы потешить вас спешим
Может быть и рассмешим.
И вернёмся, как во сне,
К нашей русской старине.
2 вед. А пришли сюда мы скуку разогнать.
Мы пришли повеселиться, поиграть.
Вместе с вами хором песенки попеть.
На забавы, на потехи посмотреть.
1 вед. Ото всех дверей, ото всех ворот!
Выходи скорей, торопись народ.
С нами в игры поиграть.
И себя всем показать.
( игры 9 е,д Текнеджан Т.И., Яранцева М.И.)
2 вед. А теперь, почтенные господа!
Посмотрите скорей сюда.
Полюбуйтесь на масленицу нашу,
На тёщины посиделки
( 11 г, масленица, Царёва В.В. )
1 вед. Пусть закружиться сейчас хоровод.
Пусть потешит сам себя честной народ.
Хороводы водят, песни поют.
А девчонок то красивых сколько тут.
И пришли они костюмы показать.
О народном костюме рассказать.
( 10 б, народный костюм, Овчинникова М.Г.)
2 вед. А сейчас, господа!
Посмотрите сюда.
30
Полюбуйтесь на вечёрку на игру.
Посмотрите ка на отдых ввечеру.
(10 а, уральская вечёрка, Пылаева Н.Б.)
1 вед. Уж уральская вечёрка хороша.
То забавы, то потехи, пой душа!
Соберёмся на посиделки мы сейчас.
И посмотрим на весёлый перепляс.
( 9 а,в,г, Посиделки, Антропова Л.В., Достовалова Л.Б., Суровцева В.С.)
2 вед. От всей души мы веселились.
Песни пели, в танце кружились.
А теперь позвольте, дорогие гости,
Благодарить вас за посещение.
Приходите в другой раз, уважим .
И всё, что умеем вам покажем.
26
Приложение 4
27
28
30
6
суббота, 27 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий